Франшиза передвижной кофейни
Открой мобильную кофейню! Лучшие франшизы России
Идея создания кофеен на колесах пришла в Россию из Америки. Первой сетью таких мобильных заведений общественного питания стала «Улица кондитеров». После её появления автокофейни получили широкое распространение в различных городах страны.
Популярность бизнеса на колесах связана с небольшими капиталовложениями, необходимыми для его организации. Высокая рентабельностью заведений позволяет окупать инвестиционные проекты в очень короткие сроки.
Преимущества и недостатки
Безусловным преимуществом автокофеен является простота организации бизнеса и его мобильность. Для запуска точки общественного питания не нужно выкупать дорогостоящую недвижимость или нести тяжелое бремя арендных платежей за неё.
Подобрать подходящее помещение по доступной цене в большом городе крайне сложно. Оно должно иметь водоснабжение, отопление и канализацию. Автокофейни имеют автономное обеспечение.
Кафе на колесах не привязана к месту. Если у заведения будет плохая проходимость, оно может сменить место своего расположения не только в пределах одного города, но и переехав в другой регион страны. Для начала работы необходимо пройти минимум согласований. Полноценная работа заведения обеспечивается двумя работниками, которых не составляет особого труда подготовить в очень короткие сроки.
Торговый оборот при недорогих ценах значительно превышает выручку стационарных кофеен. Это позволяет в очень короткие сроки отбивать вложенные в развитие бизнеса деньги. Подобных заведений в России еще крайне недостаточно. Поэтому есть куда расти и где развиваться. Бизнес не подвержен сезонным колебаниям.
Средние статистические показатели бизнеса
Основные затраты при открытии автокофеен приходятся на приобретение автофургона, на базе которого оснащается кофейня. Такая покупка обходится инвесторам в пределах 2 миллионов рублей.
Компании, продающие кофейни на колесах франшизы, зарабатывают на продаже оснащенных автокофеен и расходных материалах, предназначенных для их работы. Поэтому, пошаульный взнос в большинстве случаев не взимается так же, как и рекламный сбор. Роялти могут составлять от 1 до 6% от месячного оборота.
Окупаемость проектов зависит от потока покупателей. Средний показатель 6 месяцев. Размер ежемесячной прибыли находится в пределах 200-250 тысяч рублей.
Работать кофейня на колесах может быть организована на улицах любых городов России с численностью населения от 50 тысяч человек. Для работы необходимо напряжение автономной электрической сети 220 Вт, которое обеспечивается генератором мощностью в 5 кВт.
Организация работы автокофейни не занимает много времени и не нуждается в рекламе. Обязательным является регистрация автофургона в ГБДД.
Карточки франшиз
Улица кондитеров
Первая сеть уличных автокофеен в России. Базируется на шасси автомобиля Фиат Дукато. В ассортименте заведение вместе с кофе десерты и закуски. Средний чек кофейни составляет 250 рублей. Средняя проходимость 150 человек за сутки.
Мобильность, отсутствие арендной платы и большая проходимость позволяют проекту окупать свои затраты в течении очень короткого срока. Устанавливается в местах большого скопления населения.
Начало работы компании — 2012 год.
Появление франшизы на рынке — 2013 год.
Компания владеет 3 собственными предприятиями, 50 работают по франшизе.
Паушалный взнос — не предусмотрен.
Рекламный сбор — не предусмотрен.
Роялти — не предусмотрен.
Необходимые инвестиции — от 1490 тысяч рублей.
Окупаемость — от 6 месяцев.
Прибыль — от 340 тысяч рублей в месяц.
Необходимая площадь — до 10 кв. метров.
Регионы работы: Россия, Украина, Казахстан, Беларусь, Молдова
Презентация: скачать
Телефон: +7 (495) 215-20-56
Кофейный бархат
Компактная мини-кофейня на колесах. Работает вблизи с ТРЦ и в других местах с большой проходимостью народа.
Начало работы — 2009 год.
Появление мобильной кофейни франшизы на рынке — 2009 год.
Информация о собственных предприятиях и торгующих по франшизе отсутствует.
Паушалный взнос — 3600 долларов.
Рекламный сбор — не предусмотрен.
Роялти — не предусмотрен.
Необходимые инвестиции — от 100 долларов.
Окупаемость — от 4 месяцев.
Прибыль — от 50 тысяч рублей в месяц.
Необходимая площадь — до 2 кв. метров.
Регионы работы: Россия, Украина.
Адрес офиса: Киев, ул Пражская 10.
GO! Кофе
Очень активно и динамично развивающаяся сеть кофеен на колесах. Мини-кафе успешно торгуют на улицах мегаполисов. Средний чек — 105 рублей, проходимость до 500 человек в день.
Начало работы — 2013 год.
Появление Кофе на колесах франшизы на рынке — 2013 год.
Собственных точек в России — 7, работающих по франшизе — более 100.
Паушалный взнос — 140 тысяч рублей.
Рекламный сбор — не предусмотрен.
Роялти — 2200 рублей в месяц.
Необходимые инвестиции — от 50 тысяч рублей.
Окупаемость — от 2 месяцев.
Прибыль — от 80 тысяч рублей в месяц.
Необходимая площадь — до 2 кв. метров.
Регионы работы: Россия, Украина, Беларусь, Молдова.Казахстан.
Сайт: http://gogocoffee.ru
☕ ТОП 5 франшиз кофеен
Кофе постепенно приобретает в России статус «народного напитка». Рынок далек от насыщения, количество кофеен ежегодно растет, а интерес к ним со стороны целевой аудитории остается на высоком уровне. Открытие собственного заведения – перспективная бизнес-идея. Оптимальное решение для начинающего предпринимателя – покупка франшизы, позволяющая воспользоваться опытом, накопленным успешным брендом. Мы проанализировали ТОП-5 предложений на рынке франчайзинга, а в конце статьи выберем победителя.
Тенденции развития рынка кофеен
В период 2015-2018 год рынок кофеен находится в фазе непрерывного подъема. Так, в 2017 г. количество заведений возросло на 17% и составило 4 400 точек, в 2018 г. объем отрасли увеличился на 3% и достиг 128 млрд. руб. Прирост посещаемости составляет 12% ежегодно.
Эксперты едины во мнении, что рынок далек от насыщения и объемы продаж будут увеличиваться. Наибольший прирост наблюдается в сетевом сегменте.
Развиваются различные форматы:
- монокофейни
- заведения «to go» (точки до 12 кв. м)
- стрит-формат – продажа кофе и снеков (до 50 кв. м)
- кафе с мини-кухней и столиками (до 100 кв. м)
Постепенно для россиян кофе становится привычным продуктом. Наибольший спрос на напиток с собой наблюдается в будние дни с утра и в обеденные часы. Основные клиенты кофеен – студенты, офисные работники. Средний возраст постоянных клиентов составляет 18-35 лет. Из-за падения доходов населения и развития внутреннего туризма эти заведения стали восприниматься как места для отдыха, встреч с друзьями – альтернатива традиционным кафе и ресторанам.
Лидеры по развитию отрасли – Москва, Санкт-Петербург. Объем-рынка, приходящийся на российские города-миллионники, составляет 32,2 млрд руб. Несмотря на активный рост отрасли, отечественные показатели посещаемости далеки от европейских: по данным статистики, потребление кофе в РФ ниже в 8 раз, чем в странах Запада.
Основной фактор, влияющий на посещаемость кофеен в городах, – уровень средней заработной платы. Этот показатель более значим, чем численность населения. В субъектах РФ представлены сети разного уровня – федеральные, региональные и местные. Двигателем рынка является сегмент монокофеен, количество заведений классического формата сокращается.
Самые популярные позиции в меню кофеен – капучино, латте, раф и американо.
Ожидается, что ключевыми тенденциями 2019-2020 гг. станут мода на фирменный кофе специальной обжарки, интерес к здоровому образу жизни (внедрение в меню диетических, безглютеновых продуктов), рост популярности дискаунтеров (точек, способных предлагать бодрящий напиток по самой привлекательной цене).
Как выбрать франшизу кофейни?
По мнению экспертов, именно сети имеют наибольшие перспективы на рынке кофеен: они снижают издержки за счет продуманной логистики и складского хранения, привлекают посетителей благодаря узнаваемости бренда. Чтобы выбрать проект, обратите внимание на размер инвестиций, возможные виды заведений (полноформатный вариант или точка продаж кофе с собой), опыт франчайзера. Мы свели информацию о франшизах из ТОПа 5 в одной таблице.
☕ Франшиза сети Selfie Coffee
Сеть Selfie Coffee развивается в международном формате: ее точки открываются в России, Казахстане, Европе и Канаде. В кофейнях предлагается кофе разных сортов, десерты, блюда для завтрака и обеда, приготовленные по авторским рецептам.
К числу преимуществ франшизы относится следующее:
- узнаваемый бренд
- всесторонняя поддержка франчайзера, удобные площадки для общения франчайзи между собой
- быстрый старт: заведение открывается всего за 2 месяца
- право выбора формата: кофейня с посадочной зоной или кофе с собой
- минимальный по сравнению с конкурентами паушальный взнос
Особенность сети в том, что она популярна у представителей разных возрастов: ее целевая аудитория – это и молодежь (18-35 лет) и люди 35+.
☕ Франшиза сети BAGGINS COFFEE
Бренд BAGGINS COFFEE появился в 2015 году, в настоящее время сеть состоит из 24 заведений разного формата. В меню представлены многие виды кофе: от классического американо и эспрессо до сезонных новинок и спецпредложений (рафы и капучино с необычными наполнителями).
Преимущества франшизы BAGGINS COFFEE – это:
- короткий срок окупаемости (9 месяцев)
- собственное обжарочное производство
- планы по открытию своего хлебобулочного производства
- продуманная логистическая и складская инфраструктура
- всесторонняя помощь при открытии заведения
Чтобы начать свое дело. предпринимателю нужно найти помещение площадью в 5 м кв. Этого достаточно, чтобы открыть точку в формате «кофе с собой».
☕ Франшиза сети «Эль Кафе»
Сеть доступных городских кофеен «Эль Кафе» появилась в 2006 году. У нее имеется собственное производство, 12 собственных точек и 5 франчайзи. Ее «изюминка» – качественная 100%-ная арабика свежей обжарки и легкая атмосфера в заведениях, где приятно провести время в одиночестве или в компании друзей.
К числу преимуществ «Эль Кафе» относится:
- 13-ти-летний опыт работы в кофейном бизнесе
- собственное производство
- эффективность, доказанная практикой: франчайзи работают по 5 лет и более
- запуск кофейни «под ключ»
- поставки кофе в любой регион РФ
Минус предложения – твердый размер роялти (30 тыс. руб.), который станет дополнительной финансовой нагрузкой для франчайзи на старте проекта.
☕ Франшиза сети Coffeeport
Сеть появилась на рынке в 2010 году и развивает заведения в двух форматах: «кофе с собой» и полноформатные кофейни, где представлен бодрящий напиток и свежая выпечка. Контроль качества продукции и уютная атмосфера сделали ее точки любимым местом отдыха горожан.
Преимущества предложения – это:
- оптимальное соотношение цены и качества продукции – причина популярности бренда
- прямые поставки обжаренных зерен и свежей выпечки
- поставка необходимого оборудования (холодильник, кофемашина, сейф, касса и т.д.)
- дополнительные услуги (предоставление подменного персонала, ведение операционной деятельности за франчайзи)
Минус предложения – большие первоначальные расходы. По самым скромным подсчетам, открытие точки обойдется в 6 млн руб.
☕ Франшиза сети Starbucks
СетьStarbucks открыта в 1971 году, а в Россию с франчайзингом пришла в начале 2000-х гг. Сегодня под вывеской бренда открыто более 24 000 точек по всему миру, которые пользуются неизменной популярностью благодаря вкусному кофе, свежим пирожным и сэндвичам, уютной атмосфере.
Преимущества франшизыStarbucks – это:
- узнаваемый по всему миру бренд
- ограниченное количество конкурентов у будущего проекта
- отсутствие паушального взноса и роялти
- уникальный фирменный стиль заведений
Минус предложения – значительные затраты на открытие, выбор франчайзи на конкурсной основе. Франчайзер требует бизнес-план на английском, оценивает местоположение будущей кофейни. Шансы на одобрение имеют только проекты, предполагающие открытие точки в центре крупного города.
Первое место рейтинга занимает проект Selfie Coffee. Его преимущества – небольшие затраты на открытие и востребованный формат: в заведениях бренда посетители могут не только взять кофе, но и позавтракать (пообедать), что обязательно сделает их популярными у офисных работников и студентов. На втором месте BAGGINS COFFEE: затраты также невелики, для открытия достаточно помещения 5 кв. м, а формат «кофе с собой» один из самых востребованных в 2019 году. Третье место – «Эль Кафе». Первоначальные вложения окажутся умеренными, а работу франчайзи упрощает продуманная логистика и внутреннее производство бренда.
КАТАЛОГ ФРАНШИЗ КОФЕЕН И КОФЕ С СОБОЙ
Выберите понравившиеся франшизы, получите их презентации и бизнес-планы
Мы на протяжении 6 лет занимаемся размещением кофеен различного формата под брендами GO!Кофе и GO!Вафли. Для нас кофе – это не просто вкусный и бодрящий напиток, это особая атмосфера и теплые отношения с гостем. Поэтому для нас ключевыми факторами является высокое качество обслуживания, дизайна – от стаканчика до стойки, отличный вкус наших десертов и напитков и разнообразие меню.
2013 год
Компания работает по принципу партнёрства с 2014 г. — Зарабатывает на поставках товарного сырья партнёру на дилерскую точку. Поэтому нет роялти. И именно поэтому мы оказываем активную помощь в поиске аренды, чтобы партнер быстрее запустился. Под любое арендное место наш специалист предоставит дизайн любой сложности бесплатно. Помощь в поиске поставщиков доп. продукции.
Кофе с колес: сколько приносит мобильная кофейня в Москве
Старый добрый фургон
Идея создать фудтрак с кофе пришла к Роману Магденко, когда он гулял с друзьями в парке. «Сначала мы обратили внимание на торговлю мороженым, но потом я понял, что теплый сезон у нас не такой уж длинный, а кофе люди пьют всегда», — рассказывает Магденко. Идею поддержали коллеги Иван Коваль и Никита Суворов, и осенью 2014 года они втроем зарегистрировали ООО «Мор-Фе».
Через сайт по продаже б/у-автомобилей начинающие бизнесмены нашли в Подмосковье заброшенный фургон GMC 1991 года выпуска и выкупили его за 250 тыс. руб. «Это классический американский микроавтобус с большим мотором, с отличным салоном. Старый добрый фургон из металла, он нам показался очень харизматичным, правильным», — вспоминает Магденко.
Чтобы переделать фургон в кофейню, потребовались серьезные вложения, но отступать было некуда. «Машина была изрядно подгнившей. Мы узнали об этом, только уже когда сняли все до металла», — вспоминает Магденко. В фургоне пришлось переварить и заменить металл, сделать тепло- и шумоизоляцию, обшить салон пищевой нержавейкой и вмонтировать конструкции под оборудование — кофемашину, холодильник, электрогенератор для автономной работы. «Делали все сами — после работы в гараж, из гаража на работу», — вспоминает Магденко. Внешне автомобиль тоже преобразился — знакомый художник разработал дизайн и покрасил машину в жизнерадостные цвета, изобразив на ней кофейные зерна.
С учетом отделки и закупки оборудования на фургон у предпринимателей ушло порядка 2 млн руб. Эти деньги Магденко и его партнеры взяли в кредит как физические лица в нескольких банках. Сейчас удалось погасить около половины долга — ежемесячные выплаты составляют около 50 тыс. руб.
Кофейня на колесах в цифрах
2 млн руб. — стартовые инвестиции
Около 20% от цены — себестоимость порции кофе
1,1 млн руб. выручки заработала компания с начала 2016 года
700 тыс. руб. составила выручка в 2015 году
200 руб. — средняя цена кофе в фургоне, 330 руб. — средний чек
Около 170 фудтраков работает в России
Источник: данные компании, worldfoodtruckfestival.com
Кофе выходного дня
Изначально основатели планировали запустить бизнес, посмотреть, как он будет работать, а когда доходы вырастут, бросить офисную работу и уйти на вольные хлеба. «Но практика показала, что не все так радужно», — сетует Роман. Он до сих пор совмещает бизнес и работу менеджера в одной из крупнейших российских страховых компаний (он попросил не раскрывать ее название).
Хотя формально мобильная торговля не запрещена законодательством, в Москве, как и во многих других регионах, она приравнивается к нестационарной торговле, а это приводит к сложностям. В частности, торговый объект нужно включить в схему размещения нестационарных торговых объектов, принять участие в торгах, заключить договор аренды земельного участка и пр. По сути, процедура ничем не отличается от согласования киоска, хотя главное достоинство фудтрака в том, что в любой момент его можно увезти.
По словам Магденко, они с коллегами знали об этом, когда запускали проект, но надеялись договориться с владельцами бизнес-центров о работе в будни. «По факту получилось, что бизнес-центры предпочитают ставить стационарные точки», — говорит он. Выход нашелся: предприниматели стали работать на корпоративных и городских мероприятиях. Именно так действуют почти все московские игроки этого рынка, рассказала РБК организатор фестиваля фудтраков Анастасия Колесникова: «Закона о мобильной торговле нет, поэтому выехать в будни никто не может, все в основном работают либо на мероприятиях, либо на частных территориях».
Поняв, что по будням торговать не получится, основатели «Мор-Фе» начали искать, кому нужен фургончик с кофе на выездных мероприятиях. «Изначально мы искали клиентов самостоятельно: раскидывали коммерческие предложения, смотрели рекламу, связывались с организаторами. За прошлый год сформировалась уже клиентская база, и клиенты теперь сами нас приглашают», — говорит Магденко. Дебютировал фургон «Мор-Фе» на Масленице в комплексе «Этномир» в Калужской области в феврале 2015 года, а за полтора года кофейный фургон успел поучаствовать в десятках фестивалей — в их числе «Доброфест», «Дикая мята», «АрхСтояние», Bosco Fresh Fest, поработали на различных мероприятиях в парках города (ВДНХ, «Красная Пресня», сад «Эрмитаж», «Коломенское», «Царицыно»), на Дне города в Ярославле. Фургон стал постоянным участником фудкорта гоночной трассы Moscow Raceway.
Секретный ингредиент
Подходящий кофе Роман искал долго — покупать у московских обжарщиков выходило дорого, у региональных не хватало объемов или подводила логистика. В итоге остановились на небольшой ижевской компании Tasty Coffee, у которой «Мор-Фе» закупает от 15 до 30 кг кофе раз в месяц — для работы на выездных мероприятиях этого вполне хватает. Магденко гордится тем, что кофе поступает уже на пятый день после обжарки и хранится не более месяца. «Мне всегда хотелось варить правильный кофе, настоящий, из правильных продуктов», — говорит он.
Еще дольше владельцы фургона искали подходящую воду. «Я вычитал, как один итальянец подходил к варке кофе с научной точки зрения и нашел идеально правильную воду для варки эспрессо — в ней не было никаких оттенков, вода была определенной мягкости, не было минерализации. Мы замучили всех производителей, мол, вышлите нам физико-химический состав вашей воды», — вспоминает Магденко. Подходящую марку воды нашли после трех месяцев отбора, но называть ее предприниматель отказался, чтобы не увели конкуренты.
Чтобы сэкономить на зарплате бариста, Магденко научился варить кофе сам. Он получил сертификат бариста в Барменской ассоциации России и начал тренироваться на собственном оборудовании. Со временем бариста все-таки наняли — сейчас его зарплата варьируется от 2 тыс. в день в будни до 2,5 тыс. руб. в выходные, а если торговля идет активно, бариста может получить до 15% от дневной выручки.
Склад для кофе организовали в гараже, который арендовали для фургона за 15 тыс. руб. в месяц. Гораздо дороже обходится аренда места для фургона на мероприятиях — от 10 тыс. до 150 тыс. руб. за день работы. Верхняя цифра зачастую превышает дневную выручку, при этом затраты на аренду не должны превышать 25% выручки, иначе они съедают всю прибыль. Мероприятия, куда фудтраки приглашают бесплатно, по словам Магденко, бывают два-три раза в год.
В среднем за мероприятие фургон продает порядка 200 порций кофе и получает 50–60 тыс. руб. выручки. Спрос зависит от погоды, месторасположения фургона и платежеспособности посетителей. «Иногда вроде бы стоим с коллегами на одной площадке, к одному клиенты подходят, к другому — нет. Разница 10 м, а трафик уже не тот: люди ленивые, увидели первую попавшуюся кофейню и подошли», — объясняет Роман . Средняя рентабельность фургона-кофейни, по его словам, сейчас составляет около 13%, хотя на отдельных мероприятиях она может доходить и до 40%. Например, на фестивале Bosco Fresh Fest за два дня мобильная кофейня заработала 78 тыс. руб. чистой прибыли.
Себестоимость порции кофе, по словам Романа Магденко, составляет 20% от его конечной цены для покупателя, включая воду, стаканчик, крышку, салфетку, порцию сахара, палочку для размешивания, словом, все, что прилагается к напитку. В «Мор-Фе» кофе в среднем продается по 200 руб. «Товар высокомаржинальный, но нельзя забывать о накладных расходах: амортизация оборудования, расходы на бензин, чтобы доехать до мероприятия, аренда, зарплата бариста. С начала года мы уже потратили на аренду 39% от выручки», — говорит он. Можно, конечно, снизить затраты на кофе и воду, но Магденко боится, что упадет качество продукта.
У фудтраков, которые продают еду, рентабельность может доходить и до 50–60%, а выручка — до 500 тыс. руб. за один выезд при наличии большого потока покупателей и умения быстро обрабатывать заказы, рассказал РБК основатель сети лапшичных «Воккер» Алексей Гисак. Два года назад, специально чтобы облегчить логистику на мероприятиях, сеть «Воккер» обзавелась двумя фудтраками, в каждый из которых вложила по 2,5 млн руб. Однако в последнее время толку от работы на выезде все меньше, говорит Гисак: «Сейчас организаторы берут немалые деньги за мероприятие, но пытаются загнать туда по 50 фудтраков. В результате все по чуть-чуть зарабатывают. Когда мы начинали, никогда не было ни на одном мероприятии такого количества разной еды».
Однако Роман Магденко принципиально не хочет продавать в своем фургоне еду. «В принципе можно ту же самую лапшу делать, для этого много места не нужно, и есть где разместить оборудование. Но ведь здесь пахнет кофе. А если ты покупаешь кофе, а изнутри еще запах лапши с какими-нибудь ингредиентами — уже не то», — объясняет он.
Впрочем, десерты к кофе в «Мор-Фе» все-таки планируют добавить: летом вместе с кофе продают мороженое компании «Джи эф ай рус», а зимой — кондитерские изделия от небольшого подмосковного производителя Rivolna. «Сейчас лето, не сезон на пирожные, но осенью мы обязательно возобновим с ними работу», — говорит Магденко.
Фудтрак в законе
По оценке Анастасии Колесниковой, сейчас в России насчитывается от 150 до 170 фудтраков, около 100 из которых работает в Москве. Однако число фургонов с едой и напитками может вырасти до 50 тыс. по стране, если Госдума примет разработанные Минпромторгом поправки к закону о торговле, рассказал РБК президент Коалиции киоскеров России Владлен Максимов. «У нас же запредельная стоимость площадей в аренду, а тут площадь не нужна, нужна просто возможность встать», — говорит Максимов. Весной законопроект о нестационарной и мобильной торговле прошел общественное обсуждение и был согласован с московским правительством, осенью его планируют внести на рассмотрение в Госдуму нового созыва, сообщил Максимов.
Несмотря на фактический запрет на мобильную торговлю, в фудтраки уже начали вкладываться крупные игроки ресторанного бизнеса. Например, осенью прошлого года сеть ресторанов Ginza Project вложила $20 млн в проект GinzaTruck, и сейчас 15 фургонов с едой от Ginza участвуют в городских мероприятиях (всего таких фургонов заказали 80), рассказал РБК генеральный директор Ginza Project Алексей Волков. По словам Волкова, Ginza Project рассчитывает на отмену запрета и быстрый рост сегмента торговли уличной едой. «Этот сегмент удобный, мобильный, работает и в Америке, и в Европе отлично. Это комфортно и для города — например, приехало 20–30 фудтраков, обслужило городское мероприятие и уехало. Не надо ничего строить», — говорит Волков. Подобный проект, но меньшего масштаба, запускала также «Чайхона №1».
Даже если закон примут, условия работы фудтраков пока неизвестны, говорит Анастасия Колесникова. «Предполагаю, что Ginza и несколько крупных игроков будут лоббировать свои интересы. Возможно, места для мобильной торговли будут приняты под какой-то один тип машин или под одну компанию. В принципе, властям удобнее разыграть по тендеру разрешение на одну компанию, ее легче контролировать, чем 100 разных предпринимателей», — опасается Колесникова.
Пока нет закона, позволяющего свободно вести торговлю, фудтраки не могут быть самостоятельным бизнесом, считает основатель «Воккера» Алексей Гисак. По его словам, при режиме работы «по выходным» инвестиции в фудтрак невозможно отбить за один сезон в отличие от обычного павильона с едой. «Фудтрак требует около 1,5–2 млн руб., так как надо купить нормальную машину, переоборудовать ее, отделать. Чтобы отбить 2 млн при рентабельности 25%, вам надо зарабатывать 200 тыс. руб. в день. В Москве по пальцам можно пересчитать мероприятия, где выручка превышает 100–150 тыс. руб. в день», — говорит Гисак. И действительно — вложенные в фудтрак инвестиции Роман Магденко рассчитывает отбить только в этом году. Зато если закон будет принят, он планирует запустить в Москве еще пару кофейных фургонов — технология уже обкатана.