Как заработать на использованных батарейках
Прием аккумуляторов как бизнес
Если вы ищете вариант собственного дела, которое можно открыть в любом населенном пункте России, не тратя при этом серьезных вложений, то мы предлагаем рассмотреть вариант приема аккумуляторов как бизнес. Это довольно интересная и перспективная затея, которая хоть и не приносит сверхдоходов, но все же позволяет организовать постоянную прибыль на уровне средней заработной платы в РФ, что является достаточно неплохим решением для многих регионов.
Введение
Сначала нужно определиться с терминами и понятиями. Аккумуляторные батареи принимают с двумя целями: восстановлением и переработкой. Восстановить до приемлемого уровня удается всего 10–15% от старых батарей, остальное пускают на переработку. Из них извлекают свинец и его сплавы: в составе аккумуляторной батареи почти 70% от общей массы свинца. Еще 30% приходится на электролит (раствор серной кислоты), пластик и полимеры, из которых состоит корпус батареи. Они не представляют особой ценности, хотя имеется практика переработки пластика из АКБ на вторсырье.
Свинец, интересующий приемщиков, находится в следующих типах батарей:
- Классические стартерные АКБ на щелочной и свинцово-кислотной основе.
- Тяговые АКБ со свинцовыми пластинами, работающие по технологии AGM и GEL.
- Разнообразные накопители, которые используются в компьютерных и бытовых источниках бесперебойного питания.
Для получения свинца не подходят литийионные батареи, которые устанавливаются на большинство гибридов и в электростанции, а также никель-кадмиевые, которые служат на электромобилях и троллейбусах. Их перерабатывают промышленными способами. В последнее время появились и другие виды батарей, которые не содержат необходимых химических элементов, поэтому нужно быть крайне внимательным при приемке оборудования.
Насколько это актуально
В мире наблюдается определенная нехватка свинца, поскольку практически 80% от добываемого сырья уходит на производство аккумуляторных батарей. При этом в большинстве стран количество перерабатываемого химического элемента из АКБ достигает всего 30%. Оставшиеся 70% утилизируются неправильно, в результате чего электролиты и тяжелые металлы попадают в почву, отравляя ее и грунтовые воды. Свинец — довольно вредный и агрессивный элемент, который накапливается в организме и поражает внутренние органы, поэтому утилизация и переработка АКБ должна проводиться согласно действующим нормативам.
Примечательно, что в России из переработанного сырья производится 80% батарей, при этом перерабатывается не более 20%. Получается, что большое количество аккумуляторов утилизируется не через пункты приема, поэтому перспектив открытия подобного бизнеса весьма интересные. Статистика говорит о следующем:
- Стандартный срок службы современной батареи — 36–48 месяцев при гарантийном в 30 месяцев.
- В 2017 году в России было выпущено 9 миллионов аккумуляторов, то есть каждый год в негодность приходит примерно 2.5–3 миллиона аккумуляторов.
- На перерабатывающие предприятия поступает не более 0,5 миллиона, т. е. 20% от пришедшего в негодность объема.
- В мире возникает дефицит свинца, стоимость тонны сырья уже достигает 2.7 тысячи долларов за тонну.
- Существующие в России предприятия по переработке работают с загрузкой не более 30%.
То есть четко прослеживается перспектива: свинца становится меньше, цена на него растет, спрос имеется, при этом сырье валяется практически под ногами. Организовав бизнес на аккумуляторах б/у, вы в любом случае не будете испытывать недостатка в клиентах и поможете улучшить экологию своего региона.
Как правильно организовать бизнес
Следует понимать, что АКБ достаточно токсичны, а процедура извлечения из них вещества — вредная. Поэтому не стоит думать, что можно обойтись просто гаражом. Хотя если вы планируете не извлекать свинец, а просто перепродавать изделия крупным приемщикам, то вам хватит даже пары квадратных метров, главное, насобирать минимальную партию, которая составляет обычно 10–20 батарей. Рассмотрим алгоритм действий по организации бизнеса:
- Проведите исследования в своем городе или районе, определитесь, кто принимает аккумуляторы и по какой цене. Изучите условия, по которым они работают, чтобы понимать, с чем вам придется столкнуться.
- Изучите интернет с целью нахождения предприятий, занимающихся утилизацией АКБ различных типов. Уточните у них условия сотрудничества.
- Заключите договор с предприятиями о передаче им АКБ или их производных.
Внимание: перерабатывающие предприятия могут работать на разных условиях и принимать разные типы батарей. Чтобы получить максимальную прибыль, заключайте договора с несколькими компаниями.
Далее рассмотрим, какое количество необходимого нам сырья находится в АКБ. Если вы планируете заниматься делом серьезно, то вы должны держать эту табличку в уме при приемке, чтобы понимать, насколько выгодно брать те или иные батареи. Мы сгруппировали данные в таблицу, но нужно понимать, что это лишь усредненные цифры, поскольку многое зависит от состояния, времени службы и целостности изделия:
Емкость АКБ | Масса изделия | Чистый вес элемента | Оксиды и диоксиды |
55 Ач | 15 кг | 3 | 10,5 |
60 Ач | 17 кг | 3,4 | 12 |
75 Ач | 22 кг | 5,4 | 15,5 |
90 Ач | 27 | 4,5 | 19 |
190 Ач | 43 | 8,7 | 30 |
Зная эти показатели, вы сможете рассчитать все, что вам необходимо: рентабельность, закупочную стоимость, отпускную стоимость. Перерабатывающие компании часто принимают АКБ не по весу или емкости, а именно по чистому весу и содержанию оксидов.
Подбор помещения
Для приема и переработки вам не нужно крупное помещение в центре города, поэтому можно сэкономить на аренде. Вам понадобится небольшой цех, имеющий статус нежилого помещения. Желательно, чтобы он располагался не в жилых районах. К нему должны подходить электросети и вода, желательно наличие собственной канализации. Особое внимание необходимо уделить безопасности: посторонние не должны проникать на территорию предприятия.
Организовывая скупку аккумуляторов как бизнес, вам необходимо зарегистрироваться, как индивидуальный предприниматель или ООО. Первый вариант предпочтительнее, поскольку он проще в регистрации и последующем администрировании. Также вам понадобится документ, подтверждающий ваши права на занимаемое здание. Это может быть договор долгосрочной аренды (как минимум на год) или свидетельство о собственности. Помещение должно быть достаточно объемным и состоять из следующих отделов:
- Склада, где будут храниться АКБ и их комплектующие.
- Офиса, где проходят встречи с контрагентами и располагается административный персонал.
- Бытовка для размещения персонала.
Отдельно необходимо позаботиться о наличии санитарной зоны, оборудованной умывальниками или полноценным душем, поскольку людям придется часто мыть руки и умываться после контакта с вредными веществами. Также следует учитывать, что возле склада должна быть удобная транспортная развязка, чтобы вы могли в любой момент подогнать грузовой автомобиль или принять АКБ с рук у клиентов. Описанный выше вариант подходит для крупной точки приемки, рассчитанной на постоянный поток изделий. Если же вы только начинаете заниматься бизнесом, то можно обойтись обычным гаражом для хранения.
Где искать сырье
Данный вопрос следует рассмотреть на уровне планирования открытия в рамках составления маркетинговой стратегии. Существует несколько вариантов организации приемки:
- Прием на месте склада от единичных автомобилистов, которые приобрели новую АКБ.
- Заключение договоров с транспортными компаниями и предприятиями.
- Регулярные выезды в гаражные кооперативы и крупные парковки с целью забора изношенных батарей.
- Заключение договоров с магазинами, торгующими батареями, а также станциями техобслуживания.
- Создание мобильных пунктов приема в местах с высоким трафиком.
- Привлечение частных сборщиков, которые будут поставлять вам сырье мелкими партиями.
- Запуск рекламной кампании в местных СМИ, на форумах, городских порталах и группах. Запуск собственных групп в соцсетях для привлечения клиентов. Не упускайте потенциальные деньги: сегодня масса людей сидит в соцсетях и ищет услуги именно в них.
Реклама может быть различной начиная от традиционной вывески и заканчивая полиграфией. Старайтесь рекламироваться постоянно, а не вкладываться в это раз в год: чем больше людей о вас узнает, тем больше продукции вы будете принимать. Продумайте маркетинговые условия для постоянных клиентов, для оптовиков, для крупных предприятий, с которыми вы будете сотрудничать, подумайте, как привязать их к себе.
Как работает бизнес
Давайте рассмотрим, как заработать на старых аккумуляторах. Он включает в себя следующие этапы:
- Вы принимаете АКБ из различных источников оптом и в розницу.
- Батареи доставляются на склад и хранятся до тех пор, пока не насобирается партия необходимого объема.
- АКБ перевозятся на место переработки и передаются заводу.
- Вы получаете деньги за партию и процесс повторяется.
Обратите внимание: многие перерабатывающие компании самостоятельно забирают крупные партии у баз, поэтому вам даже не придется приобретать автомобиль для перевозки.
Какое оборудование необходимо
Подбор оборудования зависит от того, какой вариант бизнеса вы выберете. В любом случае вам понадобятся стеллажи для хранения изделий, специальные контейнеры и спецодежда из плотного материала, которая не боится контакта с серной кислотой. Также рекомендуем ботинки с защитными носками, респираторы и другие средства индивидуальной защиты. В большинстве случаев вам также понадобится автомобиль для перевозки. Его вместимость и грузоподъемность зависит от того, какое количество изделий планируется перевозить, поэтому уточните нормативы приема у перерабатывающего комбината. Также грузовик может понадобиться при организации мобильных пунктов приемки и вывоза партий АКБ с СТО и других мест массового скопления.
Грузовик также необходимо оснастить должным образом. На нем следует установить специальные пеллеты, защищающие изделия от падения и разбития. Также нужно продумать, как складировать их, чтобы не допустить короткого замыкания и последующего возгорания.
Внимание: Если у изделия повреждена банка и жидкость вытекает наружу (имеются влажные пятна), то возможно замыкание даже при отсутствии контакта выводов друг с другом.
Какие документы нужны
Для занятия этим бизнесом необходимо иметь целый список документов. В него входят:
- Свидетельство о регистрации в налоговых органах. Вы можете зарегистрироваться, как ИП или ООО.
- Лицензия, которая разрешает работу с отходами 1–4 класса опасности. Она получается без особых проблем за 2–4 недели.
- Договор с компанией, занимающейся переработкой, о том, что вы заключили соглашение.
- Договор на утилизацию электролита (необходим в случае, если принимающее предприятие не берет АКБ с ним).
- Заключение пожарной инспекции и СЭС о том, что ваше помещение соответствует необходимым нормативам.
Куда сбывать товар
Теперь, когда вы знаете, как открыть свой бизнес по закупке отработанных автомобильных аккумуляторов, давайте разберем один из наиболее важных вопросов: куда их, собственно, сбывать. Именно с этого и нужно начинать. Изучите варианты, куда сдавать товары, по какой цене их принимают, по какой цене покупают изделия ваши конкуренты. Подумайте, какая сумма будет тратиться на аренду склада, заработную плату и транспорт, что даст вам возможность оценить прибыльность затеи.
Перерабатывающие комбинаты есть не во всех регионах России, поэтому вы можете перерасти из обычного приемщика в перерабатывающий цех, хотя для этого понадобятся довольно серьезные инвестиции. Изучайте предложения от разных компаний, чтобы выбрать оптимальные, ищите тех, кто дает максимальную цену, но при этом самостоятельно забирает товар со склада. Выстраивайте эффективную систему логистики, чтобы снизить расходы и повысить прибыль, разработайте выгодные предложения для транспортных компаний, перевозчиков, таксопарков и других оптовых поставщиков продукции, и ваш бизнес гарантированно будет успешным.
Содержание
Наиболее сложной частью этого проекта будет организации цепочки сбора отходов — вывоз на утилизацию. Да, бизнес этот не высокомаржинальный, однако и затраты не очень значительны, что подойдет для начинающих предпринимателей. А благодаря высокой организационной сложности он может стать отличной школой для организатора. Конечно этот бизнес остается низкозатратным лишь до того момента, когда вы решите организовать не просто пункт сбора и сортировки, но и собственный цех для утилизации. В этом случае ваши затраты могут составить десятки миллионов рублей, хотя также существенно и прибыли.
“ОБЪЕМ РОССИЙСКОГО РЫНКА УТИЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ЛАМП И БАТАРЕЕК ОЦЕНИВАЕТСЯ В 1,2-1,5 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ В ГОД”
Итак, вы решили организовать свой пункт по сбору и сортировке для утилизации энергосберегающих лампочек, батареек и бытовой электроники (сюда можно включить как компьютеры и мобильные, так мониторы и телевизоры, а также микроволновые печи и другую кухонную технику).
Учтите, что на вашем пункте приема также будет осуществляться первичная обработка — отделение групп мусора, разделение металлов, редкоземельных элементов, пластика и стекла.
Сразу оговоримся, что расходы доходы можно подсчитать очень приблизительно, многое зависит от ваших организаторских способностей.
Кроме головного пункта, где будет осуществляться как прием, так и сортировка мусора, вам также будет необходимо оборудовать иные пункты. Например, по договоренности проводить совместные акции с торговыми центрами и государственными органами, размещая на их территории контейнеры для сбора ламп или батареек. Возможно оборудование выездного сборного пункта, который будет собирать такой мусор по заявкам. А его рекламу провести с помощью местных экологов в социальных сетях.
Самое главное, что вам за такой мусор платить не придется. А вот вам платить будут. За условный килограмм батареек — около 2 тысяч рублей, за килограмм металлов из энергосберегающих ламп — примерно 1,5 тысячи рублей. А килограмм золота или платины из компьютерных элементов стоит и вовсе космические 320-450 тысяч рублей, правда и такие объем вы едва ли сможете наскребать даже за месяц.
Сколько стоит
Теперь прикинем основные затраты. Создание «ООО» обойдется вам примерно в 15 тысяч рублей. На рекламу особых затрат не будет, коме создания сайта-визитки — это еще около 15 тысяч рублей. В 5 тысяч рублей в месяц вам обойдется телефонная связь с номером (8800) для вашей горячей линии.
Выбирая место для аренды вашего основного склада и сортировочного цеха приглядитесь к промзонам. Там за какие-то 5-8 тысяч рублей за квадратный метр в год вы сможете арендовать теплый склад (необходимое условие). Вам понадобиться не менее 500 квадратов, то есть в год за аренду с учетом «коммуналки» вам придется отдавать примерно 2,3 -4 миллиона рублей. Аванс придется вносить за месяц вперед. Примерно столько же составит ваш месячный оборот. Еще около 300-400 тысяч рублей вам придется потратить на оснащение склада дополнительным оборудованием. Еще в 150 тысяч рублей вам обойдется подержанный автопогрузчик.
Примерно в 800 тысяч рублей вам обойдется покупка «газели» и ее переоборудование в передвижной пункт для сбора утилизируемого сырья.
Для работы на складе площадью в 500 квадратов вам хватит 10 сотрудников — сортировщиков, работающих 5 дней в неделю, с зарплатой в 20-25 тысяч рублей в месяц (итого, около 300 тысяч рублей нужно будет заложить с учетом налоговых вычетов). Также 2-3 человека со схожей зарплатой будут работать в группе приемки (на Газели, а при необходимости и помогать загружать фуры обработанными материалами). Вам будет необходим и кладовщик-логист следящий за объемами материалов на складе — зарплата около 40 тысяч рублей. Все остальное можно передать на аутсорсинг — охрана, бухгалтерия и т.д. Таким образом аутсорсинг и зарплатный фонд отъедят у вас еще примерно 500 тысяч рублей в месяц. Таким образом первоначальные расходы из расчета на три месяца вперед составят около 4-х миллионов рублей
Маржинальность
При обороте в 2-3 миллиона в месяц и более (что реально достигнуть через 3-4 месяца), маржинальность составит около 20%, таким образом, окупаемость первоначальных затрат произойдет в течение первого года функционирования
Бизнес идеи заработка на аккумуляторах
Бизнес на автомобилях
Существует несколько способов заработать на аккумуляторах. Среднестатистический автомобильный аккумулятор служит от 1 года до 3. Все зависит от интенсивности использования машины и условий ее эксплуатации. Качественные и дорогие батареи могут служить до 5 лет. Затем в большинстве случаев старая АКБ выбрасывается и приобретается новая.
Зарегистрируйся на бесплатный марафон
Как создать пассивный доход за 4 дня
Марафон на котором вы создадите пассивный доход в прямом эфире с нуля и узнаете конкретные стратегии инвестирования в квартиры, дома, гаражи, автомобили и даже доходные сайты
Рассматривая жизненный цикл каждого аккумулятора, можно заметить не менее трех идей, с помощью которых можно заработать деньги: на производстве аккумуляторов, на утилизации старых аккумуляторов и на ремонте и обслуживании действующих батарей.
Как начать бизнес на утилизации старых аккумуляторов
Для начинающих предпринимателей идея может показаться довольно привлекательной, так как не требует высоких первоначальных инвестиций, специальных знаний или умений, оборудования и даже наемного персонала. Все операции сможет выполнять всего один человек.
Бизнес идея заключается в том, чтобы покупать у частных автовладельцев старые аккумуляторы и перепродавать их оптовым перекупщикам, а еще лучше — на завод, где их переработают в новые батареи.
Искать старые АКБ выгоднее всего в больших гаражных кооперативах, гаражных массивах. Большинству автолюбителей-частников не хочется везти 1-2 старых аккумулятора на завод для их переработки. Обходя гаражи и предлагая всем желающим продать старые ненужные батареи, можно приобретать их по цене 100-150 рублей за штуку. На заводе их можно будет перепродать за 300-500 рублей в зависимости от массы.
Транспортировку старых аккумуляторов можно организовать на личном автомобиле, велосипеде и даже на ручной тележке. Утомительный процесс обхода гаражей заменить расклейкой рекламных объявлений. Иногда полезно заглядывать на свалки отходов, скапливающихся возле гаражей и автопредприятий. Некоторые автовладельцы просто выкидывают отслужившие батареи на ближайшую помойку.
Существенный нюанс: предприятие, принимающее старые АКБ на переработку не заинтересовано работать с мелкими партиями. Придется накапливать товар до тех пор, пока не наберется минимальная партия, установленная предприятием. Затем оптом эту партию перевозить, что автоматически приводит к необходимости использования грузового или грузопассажирского автомобиля.
Какое помещение нужно?
Не рекомендуется хранить старые аккумуляторы в больших количествах у себя дома. Они выделяют токсические вещества, которые могут серьезно навредить здоровью и даже привести к проблемам с законом. Для хранения батарей необходим склад, который можно организовать в гараже или сарае.
Сам гараж можно либо арендовать, либо приобрести в собственность. Второе предпочтительнее, так как не всякий арендодатель согласится, чтобы в его собственности хранились потенциально опасные грузы. К тому же гараж, находящийся в собственности — ценный актив, который всегда можно продать в тяжелые времена или при желании уйти из этого бизнеса.
Как сделать бизнес по утилизации аккумуляторов прибыльнее
Появилось желание расширить бизнес? Не проблема! Можно организовать несколько точек приема старых АКБ, открыв их в наиболее крупных гаражных массивах, на обочинах интенсивных автомобильных дорог, неподалеку от частных ремонтных мастерских, обслуживающих автомобили.
Можно предложить услуги вывоза отработанных аккумуляторов крупным автопредприятиям, автопаркам, сервисным и техническим центрам. Многим из них приходится решать эту проблему самостоятельно, тогда как можно отдать ее на аутсорсинг.
Какие документы нужны для начала бизнеса
Подавляющему большинству юридических лиц выгодно работать не с частниками, а с такими же юридическими лицами. Поэтому придется регистрироваться в качестве частного предпринимателя, что ведет к дополнительным сложностям.
Кроме обязательной регистрации ООО или ИП и оформления соответствующих документов, необходимо обязательное лицензирование бизнеса на аккумуляторах. Учитывая тот факт, что старые батареи относятся к отходам 1-4 класса опасности, получить лицензию будет непросто. Перед получением лицензии обязательно пройдите проверку на предмет пригодности помещения от сотрудников СЭС и пожарного надзора.
Организация бизнеса по ремонту аккумуляторов
Часто при выходе АКБ из строя автовладелец выкидывает старую батарею и покупает новую. Тем более что современные высокотехнологичные аккумуляторы не обслуживаются и не ремонтируются. Но такие АКБ высшего класса имеются не у всех. У большинства автолюбителей простые свинцово-кислотные модели, хорошо поддающиеся ремонту и восстановлению. Причем после восстановления они могут прослужить еще довольно долго.
Наиболее часто встречающиеся неисправности аккумуляторов:
- замыкание пластин устраняется заменой электролита и многократным промыванием батареи;
- износ боковых платин лечится их заменой с одновременным обновлением электролита;
- сульфатация пластин удаляется с помощью десульфатирующей смеси, которую добавляют в АКБ.
Очень востребована услуга восстановления аккумулятора с помощью импульсных токов, тренировочных циклов, добавления присадок, заряда батарей реверсивными токами. Такие процедуры придают старой АКБ новую жизнь, а качественное выполнение этих процедур становится поводом дать потребителю ограниченную гарантию на восстановленную батарею.
Специальное пуско-зарядное и восстановительное оборудование для аккумуляторов не относится к числу дорогих и труднодоступных. К слову, во времена Советского Союза многие умельцы собирали подобные аппараты у себя в гараже из подручных средств. Конечно, при отсутствии обширных знаний и навыков монтажа электроники нужный аппарат проще купить.
Организовать точку обслуживания и заработать на аккумулятрах можно также в гараже, выполняя все операции самостоятельно. Необходимо лишь потратить время и усилия на изучение всех процессов и приобретение практических навыков.
По опыту многих СТО данная услуга пользуется стабильным спросом у населения, особенно в зимний период. С другой стороны, далеко не все сервисные центры занимаются обслуживанием АКБ, поэтому конкуренция в этой сфере невелика. Причина — малая перспективность бизнеса в долгосрочной перспективе. В наше время все больше и больше батарей не разбираются, не подлежат ремонту и восстановлению.
Как начать бизнес на утилизации аккумуляторов
Для старта бизнеса на утилизации б/у аккумуляторов необходимо оформить «ООО» в государственных инстанциях. Организовать рекламу – создать сайт-визитку, а также организовать телефонную связь по горячей линии 8800.
Местонахождение пункта хранения и сортировки аккумуляторов должно быть в промышленной зоне, подальше от человеческого фактора. Можно арендовать складское помещение не меньше 500 м². Помещение нужно оснастить специальным оборудованием, измельчающие установки и прочее. Стоит обзавестись автомобилем для транспортировки сырья. Далее нужно взять на работу 10 -15 сотрудников. Работники должны быть высоко квалифицированы и иметь специализированное образование. Они должны соблюдать все технические и гигиенические нормы, а также соблюдать правила безопасности в процессе переработки аккумуляторов.
Если у вас есть возможность и желание, параллельно можно заняться инвестированием в автомобили. Аренда автомобилей прибыльна, если правильно подойти к организации дела. Смотрите о доходных инвестициях в авто , возможно вы тоже захотите так зарабатывать.
Какие документы нужны для открытия бизнеса
Чтобы получить лицензию на переработку б/у аккумуляторов необходимо:
- свидетельство об оформлении «ООО»;
- заключение экспертов, что подтверждает соблюдение санитарных нормам и правил;
- СЭ заключение из Роспотребнадзора;
- экспертное заключение на оборудование, на котором происходит утилизация;
- лицензия на транспортировку, обработку и утилизацию опасных отходов 2-го класса.
Для получения всех необходимых документов и сертификатов можно обратиться в специальную фирму или заняться их получением самостоятельно.
Какую систему налогообложения выбрать для бизнеса
В соответствии с Налоговым кодексом, статья 149, пункт 25, подпункт 2, при наличии у налогоплательщиков лицензии на транспортировку, обезвреживание и утилизацию опасных отходов, они освобождаются от налогообложения.
Нужно ли разрешение на утилизацию аккумуляторов
Для утилизации б/у аккумуляторов необходимо получить лицензию на транспортировку, обработку и утилизацию опасных отходов 2-го класса.
Интересны ли вам другие ниши и возможности для заработка? Если да, читайте новую книгу Территории Инвестирования «Куда выгодно инвестировать деньги?« . И знайте, что грамотно вкладывая деньги, вы сможете обеспечить свое будущее.
Зарегистрируйся на бесплатный марафон
Как создать пассивный доход за 4 дня
Марафон на котором вы создадите пассивный доход в прямом эфире с нуля и узнаете конкретные стратегии инвестирования в квартиры, дома, гаражи, автомобили и даже доходные сайты
6 мифов об утилизации батареек.
Вот скажи %username% — ты же ведь знаешь СТРАШНУЮ ПРАВДУ о том, как использованные батарейки разрушают нашу планету? Будучи порядочным гражданином ты не выбрасываешь их, а сдаешь в специальные места с надеждой на то, что впоследствии эти батарейки аннигилируют/превратят в новые/захоронят на спец полигоне (нужное подчеркнуть).
А вот как бы не так. Давай я расскажу тебе, как на самом деле обстоят дела с данным вопросом.
«Батарейки/аккумуляторы токсичны для окружающей среды, поэтому требуют специальной процедуры утилизации и переработки, как и с ртуть-содержащими лампами.»
Строго говоря токсичные виды батареек и аккумуляторов существуют. Но у вас их нет, вы их не покупаете или не можете купить (даже если захотите). В батарейках и аккумуляторах которые сдают в пункты приема батареек токсичных почти не бывает. Даже если задаться целью и найти умышленно вредную батарейку (ртутную батарейку или кадмиевый аккумулятор) она пройдет незамеченной для завода по переработке, так как завод по переработке справедливо допускает, что таких не существует (перед снятием запрета на выбрасывание в мусор переждали 10 лет после запрета на производство) , а если 1 на миллион попадется — то так уже и будет.
Корни этого мифа уходят к 1996 году, тогда в мире действительно производились ртуть-содержащие щелочные батарейки (в СССР не было, но на западе это был основной тип бытовых батареек), а доминирующим типом бытовых аккумуляторов были кадмиевые. С 1996 года производство обоих типов прекращено, а с 2009 запрещено. Ртутная амальгама использовалась в ранних версиях алкалиновых батареек для компенсации их несовершенства. После 1990 года удалось так улучшить процесс изготовления, что добавление амальгамы не улучшает потребительские качества.
Кадмиевые аккумуляторы были вытеснены более дешевыми и более емкими металл-гидридными аккумуляторами (NiMH). Из Китая еще можно заказать кадмиевые (ввоз в ЕС запрещен с 2009 года), но смысла нет, они проигрывают NiMH во всем. Свинцовые (автомобильные) акумы никто в мусор не выбрасывает потому что за них дают хорошие деньги. Вы их не найдете ни на помойке ни на полигоне.
Если вы придете в пункт приема батареек и перелопатите содержимое контейнеров — там не будет свинцовых, кадмиевых и ртутных.
«Все виды батареек и аккумуляторов которые сдают в пункты приема перерабатывают»
Перерабатывают лишь 1-2 типа — солевые / алкалиновые батарейки и NiMH аккум. Все остальные типы (в частности литиевые) отсортировываются и вывозят на полигон. Интерес представляют железо, цинк, марганец, никель и калий. Во всем мире в почвах большой дефицит цинка (≤80 мг / л в почве, ≤15 мг / кг в листе), железа (пожелтения в молодых листьях из-за нарушения работы митохондрий), марганца (≤200 мг / л в почве, ≤20 мг / кг высушенного растения). Бледные, хилые листья, точечный некроз, поскольку марганец важный элемент в антиоксидантных функциях), никеля (≤0,1 мг / кг в сухих листьях), некроз кончиков листа из-за нарушения метаболизма карбамида.
«Батарейки которые попали на завод по переработке, не попадают потом в почвы (поля) и воды, а из них делаются новые батарейки или другие товары.»
Батарейки перерабатывают в суспензию / жижу которая продается фермерам. Фермеры покупают на химико-металлургических комбинатах железо, цинк, марганец, никель, калий. Если завод по переработке батареек предложит конкурентную цену — фермер покупает те же компоненты из батареек. Они распыляются в почву или для опрыскивания листьев и в теплицах.
До 1990-х годов фермеры покупали цинк, бор, железо и т.д. в форме минеральных соединений (солей или оксидов) для посыпки грунта (обычно одновременно с основным удобрением, чтобы зря трактор не гонять). В 2000-е химическая промышленность освоила водорастворимые хелаты цинка, железа, марганца, меди. Это соединения с этилендиаминтетрауксусной кислотой (ЭДТА). Фермер покупает жижу и брызжет ею на листья (фертигация) поэтому затраты (финансовые) меньше, чем закапывать оксид цинка или марганца в землю.
«Технология переработки батареек имеет небольшие выбросы токсичных веществ (гораздо меньше, чем токсичность самых батареек)»
Самый дорогой и самый грязный этап переработки батареек — транспортировка / логистика. Второй грязный этап — это очистка от пластиковой и бумажной оболочки термическим обжигом.
Используя природный газ батарейки обжигают как кабана, все гадости от горения идут в трубу (в США / ЕС требуют скруббер промывки и нейтрализации выхлопных газов, в России идет прямо в трубу). Согласно расчетам МИТ (Массачусетский универ) выбросы СО2 (использование энергии) и выбросы загрязняющих веществ в суммарном процессе выше, чем производство того же количества цинка, марганца, никеля карьерным самосвалом.
«Восстановленные в ходе переработки материалы уменьшают потребность в добыче таких же материалов в карьерах, химико-металлургических комбинатах и поэтому уменьшают суммарные расходы и выбросы человечества»
Иногда железо и цинк — продают металлургическим комбинатам. Чаще продают фермерам (они готовы дать более высокую цену). Для металлургии это просто капля в море. По массе цинка и марганца в батарейках очень мало (основная масса железо и графит). Годовой объем производства от такого завода металлургический комбинат переплавляет в секунду. Также соли (сульфаты цинка, марганца) может покупать косметология или фармацевтика.
«Батарейки являются опасными отходами (в т.ч. согласно закону «Об отходах»), обращение с ними требует лицензии, а заводы которые ее перерабатывают имеют соответствующую лицензию, которая гарантирует, что завод ведет с ними правильно»
Батарейки не являются отходами. В Японии The Battery Association of Japan (BAJ) recommends that alkaline, zinc-carbon, and lithium primary batteries can be disposed of as normal household waste. Согласно современным законам батарейки не является отходами. Ни для их выбрасывания, ни для их переработки (если захотите построить свой завод по переработке) не требуется лицензия как на обращение с опасными соединениями (которая необходима если захотите заниматься ртутными, кадмиевыми или свинцовыми материалами)
Q: Почему же тогда в ЕС и некоторых штатах США запрещено выбрасывать батарейки в урну, если они безопасны?
A: Поведение батарейками нельзя отрывать в целом от обращения с мусором:
— После того как отсортируют вторсырье и органику — не весь мусор идет на полигоны. Оператор или местные власти могут принять решение построить мусоросжигательный завод. Батарейки и другие металлсодержащие предметы нельзя по технологии совать в печь. Их надо отсортировать, а это дополнительные расходы, поэтому целесообразно чтобы это делало население сразу на этапе раздельного сбора. Но поскольку батарейки не относятся ни к одной категории вторсырья, бросать их в синие и зеленые урны нельзя.
— ЕС / США перешли на раздельный сбор мусора. Хотя батарейки и можно позволить бросать в ту урну которая идет на захоронение, но в воспитательных целях лучше этого не делать. По «теории разбитых окон» если позволить граффити на стенах — то завтра побьют окна. Такое разрешение будет работать как сильный демотиватор к идеям раздельного сбора.
— в будущем химия батарей может измениться. могут появиться такие материалы которые целесообразно пускать на рециклинг. на горизонте есть кандидат — кобальт с литий-кобальтовых батарей. Гигантские объемы таких батарей в электрическом транспорте и энергетике вероятно будут стимулировать строительство крупных заводов рециклинга. В быту литий тоже вытеснит цинк. Желательно чтобы к тому времени люди приучились сдавать всю электрохимию в отдельные урны.