Требования к бизнес тренеру
Квалификационные требования к бизнес-тренеру
Квалификационные требования к бизнес-тренеру
(*The Competent Trainer Standard)
Особенности мышления:
1. Системное мышление, видение развития процессов
· Системный и структурированный подход к решению проблем
· Способность систематизировать, стандартизировать задачи и подходы
· Способность видеть направления бизнеса
· Способность видеть всю систему отношений как внутри компании, так и по группе предприятий
· Умение мыслить целостно, глобальными связями.
2. Аналитические способности
· Тщательность в решении проблем
· Рациональность, упорядоченность, предсказуемость, учёт деталей.
· Умение формально правильно связывать, последовательно мыслить и действовать.
· *evaluate learner performance — способность к анализу: способность оценить, насколько успешно обучающиеся справляются с заданиями
· *demonstrate effective questioning skills and techniques – способность «схватить суть», умение четко формулировать мысль
3. Креативность
· Инновационность: способность принимать новое, предлагать новое, проявлять инициативу, управлять творчеством.
· Умение без внутреннего сопротивления воспринимать разнообразные идеи, позиции, предложения.
4. Гибкость
· Способность быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации, видеть и определять проблему, находить пути её решения, Способность адаптироваться во внешней среде.
· Готовность к изменениям
· Способность чувствовать парадоксы и противоречия и действовать, учитывая их.
· Имеет в репертуаре широкий спектр тренерских ролей (типов поведения).
Выполнение профессиональных обязанностей
6. Ориентация на клиента и результат
· Стремится достичь наилучшего возможного результата
· Стремится достичь результата лучшего, чем уже был, достигнут сотрудниками компании или конкурентами
· Умение произвести благоприятное впечатление и установить хороший контакт, не прибегая к административным воздействиям
· Ориентация на текущие и перспективные потребности клиентов и партнёров
· Умение вести себя корректно с разными типами «трудных» клиентов и партнеров
· Способность активно участвовать в «sales»- процессе
· Знание основных этапов продажи
· Умение выявлять потребности, эффективно используя технику задавания вопросов
· Умение презентовать услуги с акцентом на преимуществах и выгодах
· Способность парировать возражения и применять разнообразные техники завершения сделки
· Умение консультировать и строить партнёрские отношения с клиентами
· Умение распознавать дополнительные возможности и предвидеть «сигналы опасности» (ухода недовольного клиента)
· Умение оценить отношение клиентов к предполагаемой сделке.
7. Эффективность и управление процессом:
*analyze course materials — cпособность определять потребность группы в обучении и адаптировать материалы курса с учетом специфики работы компании и выявленных потребностей в обучении
* analyze learner information — (знать аудиторию и ее ожидания)
* assure preparation of the instructional site — убедиться, что все необходимое для обучения наготове, имеется в наличии, находится в рабочем состоянии)
* establish and maintain instructor credibility — способность устанавливать доверительные отношения с аудиторией, вызывать доверие группы
* manage the learning environment — cпособность управлять обучающим процессом: управлять дискуссией, отслеживать групповую динамику и т. д.)
*use instructional methods appropriately — умение использовать и сочетать различные способы (мини-лекции, дискуссии, кейсы, письменные упражнения) и инструменты обучения (видео-сюжеты, современные деловые игры)
* use media effectively — умение пользоваться оргтехникой: PC Power Point, проектором, мультимедийным проектором, видео-магнитафоном, виде-камерой
8. Выполнение рабочих задач
· Выполнение рабочих задач в соответствии с требованиями руководителя, клиента
· Выполнение рабочих задач в установленные сроки, пунктуальность
Выполнение рабочих задач в соответствии со стандартами работы
9. Корпоративная лояльность
· знание и разделение корпоративных ценностей и стандартов
· соблюдение принципов корпоративной этики
Коммуникация
demonstrate effective communication skills
10. Влияние, умение убеждать
· Способность отстаивать собственное мнение
· Логичность (при ведении конструктивных бесед)
· Владение техниками влияния, с применением языка, жестикуляции, мимики
· Умение выявлять и использовать мотивы людей
· Мотивирующие и демотивирующие факторы влияния
· Влияние через стратегии сотрудничества и принуждения
· Умение успешно отстаивать свои права, не разрушая отношений
· Умение задавать правильные вопросы и определять степень информированности и эмоциональное состояние партнёра
11. Умение слышать других, принимать обратную связь
* respond appropriately to learners’ needs for clarification or feedback — поощрять диалог
· умение создавать каналы двухсторонней коммуникации – абстрагироваться от своих мыслей и мнений, концентрироваться на словах собеседника
· хорошая слуховая и зрительная память
· владение разными видами обратной связи
· умение эффективно поощрять и критиковать других людей
12. Навыки презентаций, переговоров
* demonstrate effective presentation skills
· Умение определять цели и задачи презентации, интересы аудитории
· Построение эффектного вступления, связующих фраз, основной части и завершения презентации
· Владение стратегиями убеждения и ораторскими навыками
· Умение справляться с трудными вопросами и парировать возражения, нейтрализовать «проблемных» участников
· Владение техническими аспектами презентации (аудио-, видео — и компьютерным оборудованием, презентационными программами)
· Знание стадий эффективного процесса переговоров
· Умение определить интересы участников, выбрать наилучшую альтернативу
· Способность этично вести дискуссию
· Умение обсуждать, предлагать, вести позиционный торг
· Владение техниками манипулирования
· И умение противостоять им
Умение обучать других
13. Способность передавать знание и навыки, умение обучать
* evaluate delivery of instruction — cпособность к самооценке, оценить точность установочных формулировок к заданиям для обучающихся, последовательность изложения, оценить, удается ли достигать целей обучения
* report evaluation information — cпособность максимально точно и корректно представить информацию, полученную во время подготовки и проведения тренинга в письменном или устном виде
· Систематическое ознакомление коллег со своим видением будущего, умение вдохновить новыми идеями и планами
· Выбор наиболее эффективных подходов к обучению сотрудников
· умение использовать различные организационные, педагогические и психологические методы для повышения эффективности обучения
· Умение оценить результаты обучения
14. Обладает навыками по работе с навыком.
· Способность «видеть навык» — выделять его в потоке действий и операций, извлекать поведенческую основу навыка, алгоритмизировать действия.
· способность «перевода» навыка в систему тренинговых заданий и упражнений для его отработки (тренировки).
· способность через наблюдение и организацию наблюдения (и самонаблюдения) участников тренинга диагностировать адекватность использования навыка — «взят» ли, присвоен ли участником отрабатываемый навык.
15. Навык поддерживающей и развивающей интерпретации:способность в любом (даже самом «невыразительном») выступлении или высказывании найти позитивное содержание и предложить его группе.
· Имеет развитые навыки концептуализации и структурирования,
как предметного материала (содержания), так и процесса его освоения: способен предложить группе краткое содержание сказанного (с использованием языка выступающего и группы).
· Компетентен в сфере групповой динамики(«групповедческие» и «групповодческие» навыки): как живет и развивается группа, через какие этапы и кризисы она проходит, способен описывать и моделировать групповые процессы.
Саморазвитие
16. Способность к обучению, к самообучению
· Обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применить новое на практике
· Способность к самоанализу, критический подход.
· Готовность проанализировать свои достижения и недостатки, посмотреть на привычные вещи другими глазами, разумно использовать чужой опыт
Профессия бизнес-тренер
Бизнес-тренеры обучают владельцев бизнеса, менеджеров и персонал знаниям и навыкам, полезным для развития дела. Например, работе с покупателями, управлению людьми, организации системы контроля внутри компании. Это относительно новая профессия для России. Она подойдет людям, которым нравится мотивировать и убеждать других, готовым постоянно развиваться, учиться новому и передавать знания другим людям.
В данной статье вы узнаете, как стать бизнес-тренером и с чего начать, где и как искать работу в данной сфере.
Кто такой бизнес-тренер и что он делает?
Давайте разберемся подробнее, в чем заключается суть работы бизнес-тренера и чем занимается такой специалист? Основная задача тренера – обучить полезным для ведения бизнеса навыкам, чтобы ученики могли повысить эффективность своих компаний и уровень прибыли.
Программы бизнес-трененов могут включать подготовку по следующим направлениям:
- Обучение новым методам ведения бизнеса.
- Обучение маркетингу и рекламе.
- Тайм-менеджмент (управление временем).
- Программы мотивации, преодоления стрессов.
- Обучение ораторскому искусству.
- Менеджмент, управление персоналом.
Другие области, связанные с ведением бизнеса.
Бизнес тренер готовит программы обучения и проводит семинары для сотрудников, тренинги, личные консультации. Эта должность может быть штатной, например, в крупных компаниях. Также специалистов могут приглашать для проведения отдельных или периодических тренингов.
Как бизнес-тренер проводит семинары?
Перед началом семинаров бизнес-тренеры разрабатывают программы, презентации, благодаря которым обучение становится интереснее и нагляднее. Семинары могут проводиться индивидуально или в группах.
После прочтения основной программы бизнес-тренер обычно отвечает на вопросы, проводит опросы и проверяет слушателей. В ряде случаев тренер может контролировать выполнение рекомендаций и весь процесс внедрения изменений в компании.
Известные бизнес-тренеры
Несмотря на молодость профессии бизнес-тренеров, в России много известных специалистов по разным направлениям. В списке ниже собраны самые известные бизнес-тренеры:
- Владимир Константинович Тарасов – его без преувеличения можно назвать родоначальником данной профессии.
- Александр Фридман – эксперт в области управления.
- Константин Бакшт – специалист по продажам.
- Сергей Азимов – бизнес-тренер в области продаж.
- Игорь Манн. Профессиональная сфера бизнес-тренера – маркетинг.
- Глеб Архангельский – специалист по управлению временем (тайм-менеджменту).
Радислав Гандапас – один из самых известных бизнес тренеров в России. Специалист по лидерству.
Плюсы и минусы профессии бизнес-тренера
Плюсы:
- Разностороннее развитие личности.
- Общение с разными людьми.
- Творческая профессия.
- Высокая востребованность опытных бизнес-консультантов.
- Возможность гибкого графика работы.
Минусы:
- Разъездной характер работы, поскольку тренинги проводятся в разных городах и странах.
- Сложность старта. Необходимо время для получения статуса эксперта, раскрутки, привлечения клиентов.
- Необходимость постоянно доказывать, что ты – лучший в своей профессии.
- Стрессы.
Как стать бизнес-тренером, какими навыками нужно обладать?
Для любого бизнес-тренера важно грамотно владеть устной речью, уметь привлечь слушателя и заинтересовать его. Важно четко и лаконично отвечать на поставленные вопросы, уметь быстро реагировать на нестандартные ситуации и в целом отлично общаться с аудиторией.
Чтобы разработанная программа была эффективной, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Ограничивать время выступлений.
- Включать в программу практические примеры.
- Не отходить от заданной темы.
- Сопровождать речь презентацией, фотографиями.
Готовить выступление с учетом актуальных и современных данных, методик, компьютерных программ.
В целом от бизнес-тренера требуется владеть следующими навыками и знаниями:
- Глубокие знания в своей профессиональной области (маркетинг, реклама, менеджмент, тайм-менеджмент и другие) и наличие практического опыта.
- Умение обучать других людей.
- Коммуникабельность.
- Владение ораторским искусством.
- Умение выступать публично.
- Стрессоустойчивость.
- Общая ПК-грамотность. Умение пользоваться инструментами для создания презентаций, раздаточного материала.
Готовность брать на себя ответственность за данные рекомендации, получение клиентами результата.
Бесспорным плюсом также будет знание иностранных языков, особенно английского.
Где учиться на бизнес-тренера?
Специального образования, помимо профессионального в той области знаний, в которой вы консультируете, не требуется. Однако не помешает пройти тренинги по ораторскому искусству, научиться выступать, держаться на публике.
Некоторые бизнес-тренеры являются практикующими бизнесменами и просто передают ученикам собственный опыт.
Сколько зарабатывают бизнес-тренеры?
Средняя зарплата штатного бизнес-тренера составляет около 65000 рублей. Ее уровень зависит от знаний, опыта и региона, в котором работает специалист. Максимальная зарплата сотрудника – порядка 100000 рублей, а минимальная – 25000 рублей.
Доходы частных бизнес-тренеров могут быть заметно выше. Билет на тренинг может стоить от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей. Дополнительный доход бизнес-тренеры могут получать от издания собственных книг.
Где искать работу?
Профессия бизнес тренера наиболее популярна в сфере продаж, консалтинга, работы с заказчиками, но и в других профессиональных областях зачастую без помощи бизнес тренера не обойтись.
В некоторых крупных компаниях есть штатные должности, а некоторые из них нанимают сотрудников специальных образовательных центров, где и работают тренеры бизнес направлений.
Встав на путь бизнес-консалтинга, вам, скорее всего, потребуется выстраивать личный бренд и заниматься частной практикой в качестве фрилансера. Искать первых клиентов можно через знакомых, а также пользуясь рекламой в социальных сетях.
Профессиональные требования к имиджу бизнес-тренера
При сравнении можно заметить, что гендерные отличия наиболее ярко проявляются в таких ценностях как самостоятельность у мужчин, и доброжелательность и честность — у женщин. Стремление женщины налаживать контакты с миром, с окружающими людьми и ориентация на межличностные отношения являются приоритетными и в ее профессиональной деятельности, особенно в такой, как проведение тренингов, которая в большей степени, чем другие виды деятельности, построена на взаимодействии с окружающими, с группой. Для нее наиболее ценно трудиться на благо других и быть честной, непосредственной, искренней, то есть быть личностно включенной, вовлеченной в ту профессиональную деятельность, которой она занимается. Мужчина, ориентированный в большей степени на предмет деятельности, должен быть уверенным в себе и самодостаточным — только так он реализует те задачи, которые на него накладывает его деятельность, и может достичь успеха. Именно поэтому список значимых для его профессиональной деятельности ценностей дополняют согласие с самим собой (мир внутри себя), свобода (свобода в самореализации), успех. Как мужчина, так и женщина реализуют себя в профессии бизнес-тренера, только для мужчины — это путь к тому, чтобы чувствовать себя самостоятельным, хозяином, руководителем, быть свободным от ограничений, а для женщины — возможность реализовать себя, взаимодействуя с другими людьми и формируя собственное пространство. Гендерные различия играют немаловажную роль в построении имиджа бизнес-тренера. Здесь в построении профессионального и персонального имиджа стираются четкие границы. И зачастую в формировании имиджа бизнес-тренера женщины «Я-концепция» выходит на первый план.
Так, учитывая гендерную специфику, «заказчику» необходимо сделать особый акцент на личных и профессиональных качествах бизнес-тренера, определить его соответствие стилю организации-заказчика.
III . Стандарты работы и модель компетенций бизнес-тренера под потребности современного бизнеса
В настоящее время область обучения и развития человеческих ресурсов продолжает развиваться и, за последний год, поднялась на качественно новый уровень. Произошли изменения в ожиданиях и требованиях современных заказчиков к профессионализму бизнес-тренера, качеству тренингов. Выделяют несколько типажей бизнес-тренера.
Есть тренеры-шоумены, которые умеют отлично работать с участниками тренинга в аудитории и обеспечивают результаты на эмоциональном уровне. Вместе с тем, по отзывам заказчиков, они редко демонстрируют системный подход, не проводят структурированный анализ потребностей в обучении, не обеспечивают внедрение результатов обучения. Решение этих задач и ответственность за результаты обучения перекладывается на заказчика. Такие тренеры ориентированы больше на процесс и хороши под отдельные задачи, которые чаще всего не связаны с решением сложных бизнес — задач, а с решением проблем внутреннего климата и отношений в организации на уровне межличностного взаимодействия. Их личная энергия и творческий подход могут стать хорошим стимулом к изменениям для отдельных участников тренинга. Есть тренеры-теоретики и тренеры-философы. Первые отстаивают позицию, что для решения бизнес — задач заказчика не обязательно разбираться в бизнесе, быть экспертом предметной области. По их мнению, для того чтобы обучить других основам менеджмента, не обязательно самому иметь практический опыт работы менеджером. Или, если речь идёт о техниках продаж,— чтобы обучить других искусству продаж, не надо быть самому продавцом, уметь продавать. Такие тренеры чаще выступают в роли фасилитаторов, ценность услуг которых для бизнеса выражается в их умении систематизировать знания целевой аудитории или предлагать «книжные» решения. Это, на мой взгляд, самый неэффективный профессиональный образ для бизнес-тренера. Стиль работы тренеров-философов — это расстановка акцентов, они, как правило, не опускаются до уровня инструментов и конкретных решений, а сосредотачиваются преимущественно на философии бизнеса. Они чаще выступают в роли авторитетных специалистов, дающих указания в повелительном наклонении. Растет спрос на тренеров-практиков, которые предлагают системные решения, работают по стандартам, имеют практический опыт работы, мыслят категориями бизнеса. Такие специалисты успешны как бизнес — консультанты и востребованы как агенты изменений в организации. Для того чтобы выжить в современных конкурентных условиях не только в своей стране, но и за рубежом профессиональный имидж бизнес-тренера должен строиться на гармоничном сочетании всех вышеперечисленных типажей. Современный бизнес — тренер должен отличаться желанием познать больше, постоянно самосовершенствоваться и стремиться к превосходным результатам. Он должен обладать яркой индивидуальностью, внутренней уверенностью, уметь доходчиво и просто объяснять материал и аргументировать. Вместе с тем, демонстрировать поведенческую гибкость, быть открытым и доступным в общении. Также важна работоспособность и стрессоустойчивость, ведь порой приходится очень интенсивно работать месяцами без выходных. Для тренера совершенно необходимы навыки работы с аудиторией. Тренеру важно быть динамичным, ориентированным на результат и прагматичным, что обусловлено прикладным характером бизнес — тренинга. По-настоящему успешные тренеры должны выступать в роли инициаторов изменений, наставников, консультантов и деловых партнёров. В настоящее время профессия бизнес-тренера стала одной из самых востребованных. Крупные компании вводят в свою структуру должность штатного тренера либо создают специализированные тренинговые подразделения, мелкие и средние приглашают внешних консультантов. Не менее часто встречается и требование, чтобы бизнес-тренер имел свой бизнес, то есть имел опыт не только в качестве специалиста, но и собственника, владельца бизнеса. Соответствовать современным стандартам и сформировать собственный неповторимый имидж в профессионального среде не легко, однако для настоящего профессионала это естественная составляющая его деятельности.
Профессия бизнес-тренера может рассматриваться как сочетание профессиональных и личных качеств бизнесмена и шоу-мена, что придает этой профессии особую сложность в освоении. Необходимо сочетать в себе профессиональные качества многих профессий: психолога, актера, бизнесмена, управленца, консультанта. Для того чтобы создать себе имидж и имя в этой профессии необходимо потратить немало времени и сил. На сегодняшний день появляется достаточно много рекрутинговых фирм, предлагающих услуги бизнес-тренеров. Но в связи с тем, что это достаточно дорогая услуга перед руководством встает вопрос репутации и имиджа не столько компании, сколько самого бизнес-тренера.
На мой взгляд, самую успешную карьеру в этой сфере делаю владельцы собственного бизнеса и личности обладающие харизмой. В этом плане меня всегда привлекала личность Клауса Кобьелла — одного из наиболее ярких и харизматичных бизнесменов Германии . Как владелец всемирно известной гостиничной сети, успешный бизнесмен, он сочетает в своей работе театрализованный консалтинг на большой сцене и предоставление эксклюзивной информации для первых лиц компаний в нестандартной «упаковке». Сложившийся имидж успешного бизнесмена и его умение заразить своими идеями слушателей, работает на его профессиональный имидж бизнес-тренера. Самые главные качества, которые необходимо визуализировать и вербализировать в профессии бизнес-тренера — это харизма (энергетика тренера), которая дается человеку от природу и благодаря которой он может достичь в жизни больших высот, открытость в общении и лидерские качества. Для меня профессия бизнес-тренера не может существовать отдельно от какой-либо профилирующей деятельности или наличия собственного бизнеса. Возможно, потребуется ещё немало лет, прежде чем профессия бизнес-тренера перестанет отождествляться только с личностью ведущего тренерской школы. Список литературы
1)О.С. Перминова. Личность бизнес-тренера: взгляд «снаружи» и «изнутри». Опубликовано в номере: Кадры предприятия №12 / 2002
Как выбрать оптимального бизнес-тренера?
Сейчас, многие руководители компаний приходят к пониманию того, что для успешного развития и процветания необходимо разработать и реализовать максимально эффективную программу участия сотрудников (прежде всего, руководителей и ключевых специалистов) в краткосрочных бизнес-семинарах.
Эта программа должна предусматривать как участие сотрудников компании в открытых семинарах, проводимых различными тренинговыми компаниями, так и проведение корпоративных семинаров на территории компании (одновременно для 15-20 руководителей и ключевых специалистов компании). Одним из важнейших элементов такой программы являются критерии выбора наиболее эффективного семинара и бизнес-тренера, а также методики оценки эффективности бизнес – тренинга.
Два вида бизнес-тренингов и тренеров
Начать нужно с того, что, в бизнесе существует два вида навыков (и, соответственно, семинаров и тренеров) – функциональные и психологические (личностные).
К функциональным знаниям и навыкам относятся знания и навыки в области финансов, маркетинга, логистики и т.д., к личностным – навыки лидерства, творчества, ведения переговоров, управления временем и т.д. Очевидно, что для максимально эффективного выполнения своих обязанностей каждый сотрудник компании должен обладать хорошо развитыми как профессиональными, так и личностными навыками.
Вполне очевидно также, что функциональным навыкам должны обучать (и, как правило, обучают) специалисты в соответствующей области, имеющие соответствующее бизнес-образование и опыт работы. Личностным навыкам, как правило, обучают профессиональные психологи.
При этом если личностным навыкам могут успешно обучать и тренеры, не имеющие специального психологического образования (но имеющие большой опыт практической работы в бизнесе), то профессиональных психологов, не имеющих ни бизнес-образования, ни опыта работы в бизнесе на функциональной должности, и имеющих нахальство вести семинары по стратегическому управлению бизнесом (например, «в условиях изменений») или по эффективным продажам, следует всемерно избегать (так как, будем откровенны, это сильно пахнет шарлатанством).
Как построить программу краткосрочного обучения персонала
Построение эффективной программы краткосрочного обучения персонала необходимо начать с констатации очевидного факта, что ее цель должна совпадать с основополагающей целью бизнеса – увеличением стоимости бизнеса. (Не путать с получением прибыли!) Поэтому для построения такой программы необходимо сначала определить ключевые факторы стоимости компании на всех уровнях управления (от стратегического до оперативного), а также перечень знаний и навыков, необходимых для оптимизации этих факторов (что, в свою очередь, позволяет максимизировать стоимость компании).
После этого необходимо провести максимально тщательный и подробный сбор информации об имеющемся на рынке предложении услуг в области бизнес-тренингов (в прессе, Интернете по бизнес-справочникам и т.д.).
После составления предварительного списка необходимых семинаров нужно составить по каждому из семинаров так называемый «короткий список» из 2-3 компаний, предлагающих соответствующие образовательные продукты для более детального изучения. В случае, если по какому-то направлению существует единственный поставщик соответствующего образовательного продукта («монополист»), то придется работать с монополистом…
После составления «короткого списка» необходимо провести сравнительный анализ предлагаемых продуктов в соответствии с приведенными ниже критериями.
Базовые требования к бизнес — тренеру
Прежде всего, необходимо ориентироваться исключительно на объективную информацию о продукте бизнес-тренера и самом бизнес-тренере. Не секрет, что успех многих (если не большинства) тренеров и тренерских компаний обусловлен не высоким качеством их продуктов, а их умением продавать (а часто и просто навязывать) свои продукты компаниям, руководители которых недостаточно хорошо знаю рынок и не владеют эффективными методиками выбора образовательных продуктов.
Особенно часто этим грешат профессиональные психологи, которые нередко используют различные неэтичные методики типа некоторых разновидностей НЛП (кстати, запрещенные в ряде западных стран).
Проблема с этим подходом состоит в том, что вне зависимости от хотения или мнения руководителя компании (на которое нечистоплотный бизнес-тренер может повлиять) существуют объективные законы бизнеса (на которые даже самый эффективный продавец повлиять не в состоянии).
Эти законы безжалостно наказывают руководителя, «купившегося» на методики нечистоплотного тренера, продающего бесполезный, а то и вредный продукт (есть и такие, причем, увы, немало).
Лучшее оружие против мошенников и шарлатанов от бизнес-тренингов – наличие четкой, «железобетонной» процедуры выбора продукта и опора на логику и здравый смысл (при максимально полном игнорировании эмоционального воздействия продавца). Кстати, по этой же причине рекомендуется очень осторожно относится к «раскрученности» имени тренера, а также к отзывам и рекомендациям (так как они часто отражают не качество продуктов тренера, а его умение продавать и убеждать).
Для оценки профессиональной компетентности тренера и его умения передавать знания необходима оценка следующих критериев:
1. Бизнес-образование. либо подготовка на долгосрочных курсах в России или за рубежом, либо опыт работы в крупной, стабильной компании (сопровождавшийся внутренним обучением).
2. Опыт работы в бизнесе. Очевидно, что бизнес-тренеры, преподающие функциональные бизнес-дисциплины (например, финансы или маркетинг) должны иметь опыт работы на соответствующих должностях в реальном секторе. А бизнс-тренеры, обучающие продажам, должны, по меньшей мере, сами «понюхать пороха», т.е. иметь личный опыт продаж в реальном секторе (не распространяется на продажи себя, как тренера!).
3. Опыт преподавания вообще (и проведения бизнес-тренингов). Чем больше, тем лучше (при прочих равных условиях). При этом в какой-то мере эквивалентным опытом можно считать проведение презентаций, участие в конференциях и т.д.
4. Публикации — статьи в печатных и Интернет-СМИ (прежде всего, делового направления), а также книги, публикации в сборниках трудов конференций и т.д. Совсем хорошо, если тренер или тренинговая компания выпускает собственный (как правило, бесплатный и электронный) информационно-аналитический бюллетень по тематике своих семинаров (как это принято в развитых странах).
5. Отзывы и рекомендации (хотя, по вышеизложенным соображениям, к ним нужно относиться с определенной осторожностью).
6. Раздаточные материалы, которые должны быть достаточно подробными (и практичными) для того, чтобы можно было максимально эффективно приступить к применению на практике знаний, полученных на семинаре. Необходимо обратить внимание на качество изложения и структурирования материалов. В случае, если на семинаре рассматриваются финансовые, маркетинговые или графические модели, раздаточные материалы должны содержать дискеты с соответствующими файлами. Так как на каждом семинаре, как правило, используется большое количество специальных терминов, необходимо требовать от тренера предоставления подробного толкового словаря этих терминов.
7. Наличие собственного Интернет-сайта, содержащего информационные и рекламные материалы (для упрощения сбора и анализа информации клиентами).
8. Предоставление консультаций по эффективному применению полученных на семинаре знаний к решению практических задач организации (что позволит максимально ускорить этот процесс). Возможно в виде ответов на вопросы на собственном форуме.
Проверка «соответствия» тренера корпоративной культуре компании, вообще говоря, не рекомендуется, так как обычно первое, что должен сделать тренер, это изменить корпоративную культуру (которая в большинстве российских компаний либо просто не формализована, либо совершенно не адекватна задачам компании).
По этой же причине не следует воспринимать резкость и категоричность тренера (практически неизбежные в силу высокой компетентности последнего) как «красный флаг». Не забывайте, что его работа – внедрить свои знания в подсознание слушателей, а для этого, как правило, требуется определенный «энергетический напор».
Есть немало тренеров-шарлатанов (как и консультантов), которые делают деньги на том, что говорят слушателям не то, что тем нужно для того, чтобы резко повысить эффективность, конкурентоспособность и прибыльность компаний (а то и просто спасти бизнес), а то, что слушатели хотят услышать (что нередко приводит к катастрофическим последствиям для компании).
Если вы пришли к выводу о необходимости обучения персонала своей компании, значит не все благополучно, поэтому вам срочно необходима хирургия в виде применения знаний и навыков (пусть даже полученных от резких и категоричных тренеров), а не «болеутоляющие» средства (в виде НЛП-технологий тренеров-шарлатанов), которые только усугубляют болезнь, создавая иллюзию здоровья. С «анестезией», конечно же лучше, но лучше хирургия без анестезии, чем анестезия без хирургии.